Друзья сайта:

Сайт папы СНЕЖИКА
"Большая Энциклопедия Карикатуры"

счетчик посещений

free counters

Фундамент карикатуриста

от Николая Чернышева, карикатуриста, художника-графика, руководителя Озерского клуба карикатуристов «Клюква» (Челябинская область)

 

- Когда-то за карикатуристов издания дрались, сегодня мы нередко наблюдаем ситуацию, когда карикатуристы дерутся за издания, которые хотя бы иногда обращаются к «веселым картинкам». Как тебе кажется, в чем причина прохлады в отношениях: снижение читательского интереса к карикатурам, профессиональная деградация товарищей художников или страх связываться с «остряками» со стороны редакторов?

- Мне кажется - первое. Сейчас вообще читают очень мало. Да и читатель пошёл, как бы это сказать, более информативно заточенный что ли. Мне иногда кажется, что только голая информация его интересует. А если говорить честно, карикатура наша советская и постсоветская была кастрированная. И только эзопов язык на страницах «Литературной газеты» привлекал интеллектуалов.

- Ты говоришь «была кастрированная». То есть сейчас у нее потенция, извините, потенциал либо полностью восстановился, либо окончательно исчез?

- Потенциал практически на нуле... И это не только вина карикатуристов. Где издания, которые отвечают современным требованиям? Вокруг одни гламурные журналы и дешёвенькие журнальчики типа «Отдохни». Страну захлестнула волна кроссвордов и судоку. Когда в начале 90-х годов, когда у издателей были развязаны руки, карикатура переживала своё новое рождение. Именно тогда появились новые авторы. Была попытка рисовать нормальные политические карикатуры. Но, похоже, что «свобода» у нас как-то не приживается... Поэтому сегодня нормальные, не вылизанные карикатуры можно увидеть только в Интернете.

- А ты уверен, что карикатуре так нужна «свобода слова»? Мне кажется, ее сила проявляется, когда правит бал эзопов язык. Да и существует ли цензура? Часто ли тебе говорили, что мол «не берем твои карикатуры из-за того, что тема острая»?

- Знаешь, может ты и прав. Поэтому так ценятся работы, где смысл перевёрнутый и каждый зритель может по разному воспринять идею, трактовать её по-своему. Про свои карикатуры я хочу сказать, что они просто изошутки, так называемый бытовой жанр... А так хочется сделать именно острое и жаренное, при этом не только политическое. Мы в свое время со Славой Бибишевым (известный карикатурист из Казани) искали новые формы карикатуры. А потом поняли, что велосипед изобрели до нас, а квадратные колёса, на которые мы пытались поставить своё детище, недалеко уехали. Но я все равно бьюсь над этим.

- На западе, если карикатуру на политика опубликовали в печатном издании, это означает, что он стал заметен. У нас - нередко включают «обидки». Это свойство российского менталитета, или политическая недальновидность отдельных товарищей? Как обычные наши люди (не публичные) реагируют на карикатурное изображение себя любимых?

- У нас с этим просто беда. Обижаются. И это, наверное, наша особенность, хотя многие другие факты доказывают, что русский человек очень любит над собой посмеяться. Парадокс. В школе я рисовал на своих одноклассников шаржи. Потом получал. Так что проверено на своей шкуре. Что тут поделаешь.... Менталитет, видимо, все-таки такой...

- Вернемся к взаимоотношениям карикатуриста и издателя. Точнее правильнее говорить, карикатуриста и читателя, издатель в этом вопросе только прослойка. Так вот по твоему мнению, что сегодня читатель по-настоящему ждет от вас - техники, идеи или ёрничества?

- Это мне, кажется, зависит от самого человека... О того, как его воспитали, что он вообще из себя представляет, к чему стремится. Скажи мне, кто твой учитель, друг (можно другие значения подставить) и я скажу кто ты. У нас читатель неоднородный. И моё мнение (если без сгущения краски) читателю нужно всё. Но сегодня ёрничество все-таки на первом плане... Увы! Развитие общества идёт по спирали. И сейчас по ней мы катимся вниз.

- Философствуете... Давай перейдем к технике. Какие школы сегодня в искусстве карикатуры на пике моды в стране, мире. Есть ли различия между нашими художниками и забугорными?

- Сложно говорить о сложившихся школах, когда в нашей стране даже просто школ искусств нет, где в расписании есть специальный предмет «Карикатура». Хотя у нас в Челябинской области, к примеру, есть клубы карикатуристов, где детям и подросткам прививается любовь к жанру. И это очень важно. Ведь карикатура - это удивительный мир, где всё оживает. Сильный становится слабым и наоборот...

Что касается мировых тенденций, то в Китае, Турции, Иране сейчас карикатура на пике популярности. Интересно, что весь восток этим сейчас охвачен. И наши бывшие союзные республики – к примеру, Азербайджан, Узбекистан ярко представлены в «карикатурном» расцвете.

Между нами и ними, конечно, различия есть. Но они незначительные. Так американцы любят комиксы, а у нас они с большим трудом адаптируются... В шаржах тоже присутствуют различные подходы в разных частях света. Кстати, у нас в России есть интересные шаржисты мирового уровня. Владимир Мочалов, например. Главный художник журнала «Крокодил». Кстати, хороший журнал был... И художники там работали великолепные. Я многих видел, и даже подружился.

А вообще я всех художников-карикатуристов любого уровня хочу назвать гениями. Лишь они не боятся бросать своего героя в разные ситуации и в любые измерения, менять форму, цвет, содержание... Из наших художников (на постсоветском пространстве) я бы отметил как самого выдающего художника всех времён и народов украинского «весельчака» Юру Кособукина. Россиянин Сергей Тюнин - фигура №2 в этом списке. Сейчас у нас появились новые имена. Наш клуб часто (не менее 2-х раз в год) проводит международные выставки карикатуры. Работ приходит много и техника у всех разная и нарисованы они просто здорово. Но из этого множества работ я бы все-таки назвал не более десятка новых фамилий художников, рисунки которых запоминаются... Это Попов Андрей, Вячеслав Шилов, Леонид Мельник, Тимур Казаев, Валентин Дружинин, Игорь Варченко, Александр Сергеев, Максим Смагин, Антон Лобанов, Виктор Балабас…

- Николай, ты говорил, что являешься представителем «бытового жанра» в карикатуре. Какие приемы, темы для нее свойственны. И почему именно «бытовуха» тебя заинтересовала, как художника? Ведь можно было стать бойцом политического фронта. Рисовал бы сейчас шаржи то на Болотной, то на Поклонной. Был бы в тренде, так сказать.

- Почему «бытовуха»? Видимо гены сработали... Не сработали бы, уже 20 лет назад сел бы по 58-й за пропаганду (смеется). К тому же мне всегда нравились «Весёлые картинки», где нет насилия, и что-то такое светлое остаётся после того, как посмотрел на такую карикатуру. Также очень нравился Бидструп с его бытовыми картиночками (стрипами).

А приёмов применяемых в карикатуре очень много. Альтшуллер в своё время разработал «Теорию и решения изобретательских задач» - короче «Триз». Эта теория является фундаментом и для начинающего карикатуриста, и для профессионала. Что касается тем, то бытовая карикатура - это про всё практически. Темы находятся во всем, что нас окружает в нашей нелёгкой жизни, в том числе и любовь, дружба, семья, досуг людей и игры. Так что бытовой жанр - это про всё кроме политики и экологии.

Беседовал Андрей Трушников

Карикатуры Николая Чернышева

"Улыбнись завтрашнему дню"в российском ядерном центре,г.Снежинск

Дворец детей и молодёжи."Клюква" продержалась здесь 5 лет

с Сергеем Айнутдиновым

Знакомьтесь,выпускник "Клюквы"-фотохудожник Григорий Лебедев....